На стороне инфекции: как уничтожить человечество

В 2012 году британская компания «Ndemic Creations» разработала биологический симулятор «Plague Inc.» («Чума Инкорпорейтед»). Компьютерная игра обрела большую популярность, а ее создателей даже приглашали в американский центр по контролю за заболеваниями, чтобы обменяться опытом популяризации эпидемиологии. Вот и меня, как биолога, игра заинтересовала.

Задача игрока – уничтожить жизнь на Земле с помощью эволюционирующей бактерии, вируса или иного патогена. Если в конце выживет хотя бы несколько человек – вы проиграли. Чуму нужно контролировать, правильно подбирая ее свойства. Чем сильнее выражены симптомы болезни, тем больше усилий бросают страны на поиск лекарств. Если микробы убивают людей быстрее, чем те успевают передать инфекцию – вы рискуете не выполнить квоту смертей. С другой стороны, время для уничтожения Homo sapiens ограничено, ведь против вас играет виртуальная Всемирная организация здравоохранения и искусственный интеллект, управляющий сплоченными действиями государств.

Игра популяризирует полезные знания. Например, школьники узнают об отличиях вирусов от бактерий (в частности, что с последними борются антибиотиками, а с первыми – нет). Кроме того, игра рассказывает об экзотичных разновидностях инфекций – например, о прионных заболеваниях, вызванных белками. За исследования прионов в 1997 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил американец Стэнли Прузинер. Уровень сложности зависит от «частоты мытья рук» населением Земли, что возможно укрепляет знания игроков о пользе гигиены.

В игре показаны разные способы передачи инфекций и обозначены проблемы, с которыми сталкиваются разработчики лекарств. Патогены могут не размножаться в лабораторных условиях, что усложняет их изучение. Порой они мутируют, замедляя научные разработки (как в случае с появлением устойчивых к антибиотикам бактерий). Мутации иногда приводят и к тому, что некогда безобидный патоген становится смертельно опасным.

В «Plague Inc.» описаны меры, которые могут принимать государства для предотвращения пандемий: от дезинфекции транспортных средств, пересекающих границу, до полного закрытия портов и авиасообщений.

Разумеется, в игре встречаются и ошибочные с точки зрения биологии упрощения. Начнем с того, что перед настоящей чумой никогда не стоит задача «убить всех людей». Эволюция вирусов и бактерий «направлена» на их эффективное распространение, а симптомы, которые они вызывают – это часто либо побочный эффект размножения, либо и вовсе защитная реакция организма. В процессе длительной совместной эволюции между организмом и его паразитом нередко выстраиваются симбиотические отношения.

Эволюция в игре происходит не по Дарвину. Мы управляем чумой и в большинстве случаев сами решаем, как она изменится. Это скорее креационизм, чем естественный отбор. Конечно, такой ход придумали не от невежества, а для улучшения игровой механики. Отчасти авторы компенсируют неточность тем, что вводят модификации патогена «Дарвинист» и «Креационист», иллюстрирующие разницу подходов. В первом случае повышается вероятность случайных мутаций, неподконтрольных игроку (хотя естественный отбор так и не появляется). Во втором случае увеличивается контроль над чумой.

Еще одна неточность заключается в том, что любой признак, будь то «устойчивость к холоду» или «способность передаваться через укусы насекомых» автоматически достается всем патогенам. В реальности, конечно, чума дала бы множество ответвлений – кучу разновидностей патогенов с уникальными свойствами, обмен которыми происходит лишь изредка (это называется горизонтальный перенос генов). Именно эту, порожденную дарвиновской эволюцией картину, мы наблюдаем в природе.

Все эти неточности не умаляют ценности игры. А еще она натолкнула меня на одно тревожное размышление. Чтобы в первый раз пройти один из режимов «Plague Inc.», я создал довольно безобидный, но очень инфекционный штамм бактерии, устойчивый к любым антибиотикам, холоду и засухе. Никто не пытался с ним бороться, и он заразил 100% населения земного шара. Только тогда я сделал бактерию смертельной и стал победителем.

Как я уже писал, ожидать такой подставы от биологического патогена не стоит. Но этого можно ожидать от другого вида инфекции, которая идеально вписывается в созданную игровую механику, но никак не использована разработчиками. Поэтому в завершении статьи предложу идею для следующей версии игры.

Кое-что, способное к эффективному распространению и быстрому изменению своих свойств, существует. И конечно, я говорю об организованной религии. Мы уже наблюдали, как умеренные религии превращались в радикальные формы по щелчку пальцев авторитетного иерарха. С учетом веры в загробную жизнь и апокалипсис, «Plague Inc. Religion» может стать хорошим дополнением. Я бы поиграл. А пока игра становится пугающе правдоподобной, даже если просто назвать свой штамм в честь какой-нибудь конфессии. И заставляет задуматься о том, каким могло бы быть спасительное средство.

http://scinquisitor.livejournal.com/102676.html

Реклама

Об авторе Екатерина

Здравствуйте!!! Живу в Кемерово. Сибирячка...)) Я парапсихолог - биоэнергетик ясновидящая, фотограф. На пенсии. Пишу стихи, статьи. Пишу свои видения, которые порой вижу. Спасибо всем, кто зашёл в гости!
Запись опубликована в рубрике Поэзия(мои стихи). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s